14 декабря 2020

Магистерская по управлению качеством

В данной заметке я постараюсь разобрать некоторые вопросы, которые не совсем очевидны студентам.

Во-первых, небольшое пояснение к паспорту специальности 05.02.23. Если его открыть, то мы увидим следующее:

Формула специальности:

Стандартизация и управление качеством продукции – специальность, решающая задачи и проблемы гармоничного (комплексного) развития производства товаров и услуг на базе современных методов управления и контроля деятельности предприятий и организаций, информационных технологий, стандартов, методов общего управления качеством, охраны окружающей среды и перспективных инновационных технологий. Содержанием специальности 05 02 23 является: Разработка проблем воздействия стандартизации на ускорение научно-технического прогресса, повышение безопасности и конкурентоспособности продукции и услуг, результативности технологических систем производства, на совершенствование систем управления качеством продукции. Разработка организационных и методических основ стандартизации, сертификации и управления качеством продукции в рыночных условиях. Разработка путей повышения результативности (всех ее составляющих – экономичность, прибыльность, производительность, действенность, условия трудовой деятельности, нововведения) на основе принципа сквозного интегрированного управления качеством и требований международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и положений Всеобщего Управления Качеством (TQM).

Отсюда, как нетрудно увидеть, напрашиваются три возможные научные задачи нашей работы:

  1. Разработка проблем воздействия стандартизации на ускорение научно-технического прогресса, повышение безопасности и конкурентоспособности продукции и услуг, результативности технологических систем производства, на совершенствование систем управления качеством продукции.
  2. Разработка организационных и методических основ стандартизации, сертификации и управления качеством продукции в рыночных условиях.
  3. Разработка путей повышения результативности (всех ее составляющих – экономичность, прибыльность, производительность, действенность, условия трудовой деятельности, нововведения) на основе принципа сквозного интегрированного управления качеством и требований международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и положений Всеобщего Управления Качеством (TQM).

Подумайте, как используя эти хорошие и добрые слова следует написать цель Вашей работы.

Повышение результативности, как правило, самый удобный вариант для большинства проектов в области улучшения качества

Ну, а что решаемые задачи должны коррелировать с областями исследования, я уже писал.

Области исследований:

  1. Методы анализа, синтеза и оптимизации, математические и информационные модели состояния и динамики качества объектов.
  2. Стандартизация, метрологическое обеспечение, управление качеством и сертификация.
  3. Методы стандартизации и менеджмента (контроль, управление, обеспечение, повышение, планирование) качества объектов и услуг на различных стадиях жизненного цикла продукции.
  4. Квалиметрические методы оценки качества объектов, стандартизации и процессов управления качеством.
  5. Методы стандартизации и управления качеством в CALS-технологиях и автоматизированных производственных системах.
  6. Совершенствование связей взаимодействия системы поставщик – разработчик – изготовитель – центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) – орган по сертификации систем качества и производств (ОССКП) при сквозном интегрированном управлении качеством с целью максимизации результативности.
  7. Технико-экономические основы стандартизации и разработка системы стандартов.
  8. Совершенствование направлений сертификации продукции (услуг), систем качества, производств.
  9. Научные основы автоматизированных комплексных систем управления эффективностью производства и качеством работ на базе стандартизации.
  10. Научные основы стандартизации.
  11. Основные положения и содержание Всеобщего Управления Качеством (TQM).

Во-вторых, если открыть стандарт ФГОС ВО 27.04.02 Управление качеством, то из него следует, что ВКР магистранта должно продемонстрировать освоение компетенций:

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы
общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими
общекультурными компетенциями:
  • способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
  • готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  • готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
  • способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации; владением навыками руководства коллективом (ОК-4);
  • способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-5).
5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
  • способностью формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки (ОПК-1);
  • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-2);
  • способностью использовать иностранный язык в профессиональной сфере (ОПК-3);
  • способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОПК-4);
  • способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОПК-5);
  • способностью применять современные методы исследования, оценивать и представлять результаты выполненной работы (ОПК-6);
  • способностью идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ОПК-7);
  • способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества (ОПК-8).
5.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
производственно-технологическая деятельность:
  • способностью проводить корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на улучшение качества (ПК-1);
  • способностью прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса, задач, проблем, их систем, пользоваться для этого формализованными моделями, методами (ПК-2);
организационно-управленческая деятельность:
  • способностью на основе концепции всеобщего управления качеством участвовать в подготовке перспективной политики развития организации и разработке систем ее реализации (ПК-3);
  • способностью планировать и организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях различных мнений (ПК-4);
  • способностью разрабатывать планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, управлять ходом их выполнения (ПК-5);
научно-исследовательская деятельность:
  • способностью осуществлять постановку задачи исследования, формирование плана его реализации (ПК-6);
  • способностью выбирать существующие или разрабатывать новые методы исследования (ПК-7);
  • способностью разрабатывать рекомендации по практическому использованию полученных результатов исследований (ПК-8);
проектная деятельность:
  • способностью формулировать цели проекта (программы) решения задач (проблем), критерии и показатели достижения целей, выстраивать структуры их взаимосвязей (ПК-9);
  • способностью разрабатывать и применять нормативно-техническую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ПК-10).

Остановимся немного поподробнее на этом. Кратко дам намётки, что должно быть в ВКР, чтобы сомнений в освоении компетенций не возникло.

ОПК-1 – качество написанного Введения
ОПК-2 – тема исследования
ОПК-3 – использование иностранных источников в работе и в списке литературы
ОПК-4 – магистерская по качеству часто проект в области качества, см. также ПК-6
ОПК-5 – не всегда удастся продемонстрировать на каком-нибудь коллайдере, но современный ПК и пакет специализированных программ тоже ведь современное оборудование.
ОПК-6 – оформление работы и презентации согласно требования к научной работе
ОПК-7 – вот, собственно, и математическое моделирование, о котором всех предупреждали
ОПК-8 – выводы по разделам и работе
ПК-1 – см. ОПК-8
ПК-2 – см. ОПК-7
ПК-3 – ПК-5 – достаточно сложно продемонстрировать в явном виде, т.к. работа пишется самостоятельно, однако выводы вполне могут и даже должны содержать рекомендации исполнителям.
ПК-6 – ПК-8 – негласно подразумевает публикации и выступления на конференциях. Однако в явном виде не требуется, можно продемонстрировать структурой работы, актом внедрения и т.п.
ПК-9 – собственно, структура и одержание ВКР
ПК-10 – не всегда удастся продемонстрировать
В общем, смотрим на список и ставим галочки

Метки:

Опубликовано 14.12.2020 от Тушавин В.А. в категории "Пишем ВКР