Управление библиографией

Zotero

Установка

1. Скачать и установить  дистрибутив. Я использую отдельное приложение (Standalone).

2. Зайти в настройки в разделе синхронизация создать учетную запись или настроить существующую. Это пригодится для синхронизации вашей библиографической базы данных с на нескольких компьютерах.

Установка Zotero

 

3. Для корректного вывода библиографических записей в соответствии с ГОСТ скачать архив и распаковать.

Эти стили решают следующие задачи в соответствии с требованиями ГОСТов:

  •  Сортировка библиографии:
  1. по языку (сначала русскоязычные, затем иностранные), а затем в алфавитном порядке; – ПО УМОЛЧАНИЮ (для выбора другого варианта см. последний блок стиля между тегами)
  2. в порядке появления ссылок;
  3. в хронологическом порядке.
  • Локализация стандартных обозначений ([et al.] / [и др.]; Vol. / Т.; P. / С. и другие), которые зависят от поля “Язык” (“Language”): для русскоязычных пусто, для иностранных “en” (без кавычек).
  • Разделение областей описания знаками “. –” (точка и тире).
  • Учет количества авторов:
  1. Для 1-3 авторов в начале описания указывается первый автор, в области сведений об ответственности указываются все авторы;
  2. Для 4 и более авторов описание начинается с заголовка источника, в области сведений об ответственности указывается первый автор и обозначение [и др.] или [et al.] в зависимости от языка источника.
  • Сортировка производится с учетом того, что на первом месте может стоять не фамилия автора, а заглавие источника. – В программе Zotero используеются следующие виды источников:
  • Книга (Book) – для книг, многотомных изданий, отдельных томов;
  • Раздел книги (Book Section) – для разделов (частей) книг;
  • Диссертация (Thesis) – для диссертаций и авторефератов диссертаций;
  • Документ конференции (Conference Paper) – для статей из сборников конференций, трудов и т.п.
  • Статья из периодики (Journal Article) – для статей из журналов, периодических изданий;
  • Статья из энциклопедии (Encyclopedia Article)
  • Газетная статья (Newspaper Article)
  • Веб-страница (Webpage) – для описания Электронных ресурсов УДАЛЕННОГО доступа
  • Компьютерная программа (Computer Program) – для описания Электронных ресурсов ЛОКАЛЬНОГО доступа.  Практически все виды библиографического описания укладываются в эти встроенные типы Zotero.

Установка стилей производится из меню настроек:

 

Установка стилей

Обратите внимание, что также можно воспользоваться ссылкой “Загрузить дополнительные стили” и на открывшейся странице найти стили по ключевому слову GOST. 

 

Если все установилось правильно, то в Word должно пояивиться дополнительное меню:

 

Меню в Word

На Mac дополнительные кнопки появятся на вкладке “Надстройки”. Если не появилось, надстройки можно переустановить из настроек Zotero.

 


 

Работа с Zotero

С сайта можно установить дополнение для основных броузеров, например, для Google Chrome. Это позволяет добавлять записи прямо из elibrary нажав на соответсвующую иконку в адресной строке. Заходим в Google, используя браузер, который Вы выбрали при установе. Вставляем в поиск заголовок статьи (copy-paste). Вы увидите, что Ваш источник доступен в ряде разных мест: в какой-нибудь из электронных баз публикаций: Jstor, EBSCO, Web of Knowledge, Springer, Elsevier, Google Scholar, Google Books, на Оzon.ru, Amazon.com, http://www.worldcat.org/, catalog.loc.gov и т.п. Зайдите на любую страницу. Оптимально – на самую популярную. На станице описания источника в правом верхнем углу браузера (в браузерной строке, где указан адрес сайта) появится значок Zotero в виде папки или документа. Наводим на него. Высвечивается «Save to Zotero». Нажимаем. Zotero выдаст список публикаций, которые она обнаружила на странице. Выберите нужные Вам публикации, Zotero сохранит их в папку «Моя библиотека», или папку, которая открыта в программе Zotero. Проверьте появление библиографической информации в нужной папке Zotero. Этот сценарий срабатывает для абсолютного большинства источников

Elibrary

Результаты появятся в Zotero. Обратите внимание, что поля уже заполнены.

 

Результаты в Zotero

Если Ваш источник по каким-то причинам находится только на таких электронных базах, где не появляется кнопка «Save to Zotero», то возможен другой подход.  Все электронные базы, в том числе Google Scholar, Google Books,адаптированы под сохранение библиографических данных в библиографических форматах (BibTex, RIS и т.п.). Кнопки сохранения обозначаются по-разному, но всегда можно догадаться: «Export», «Export citation»,«Cite», «Download citation» и т.п. Обычно она расположена там же, где опция «послать статью по почте», «распечатать». На Google Books она находится в самом низу страницы с описанием источника. Вам подойдет формат BibTex или RIS. Выберите любой из них. Ссылка на источник сохранится на Ваш компьютер в указанное Вами место в виде крошечного файла. Внесите ее в Zotero. Это называется «импортировать». Для этого в программе Zotero выбираем меню «Файл» =>«Импортировать». Находим сохраненный файл и нажимаем «Открыть». Карточка сохраняется в Zotero в новой папке.

Для создания вручную библиографической ссылки  в Zotero заходим во вкладку «Моя библиотека» и нажимаем зеленую кнопку с крестиком «Новый документ». Заполняем информацию. Если у Вас есть pdf файл со статьей с официального сайта (дата статьи не ранее 2000г.), то всю библиографическую информацию можно получить из файла. Для этого перетащите pdf файл в Zotero: нажмите на ярлычок pdf файла левой кнопкой и, удерживая левую кнопку,перетащите ярлычок в папку Zotero. В Zotero нажмите по файлу правой кнопкой, выберите«Извлечь метаданные из PDF». Карточка сгенерируется автоматически.15. На будущее. Если Вы делаете библиотеку ссылок по какой-то теме, и Вам хочется, чтобы ссылкихранились вместе, Вы можете сгруппировать их в папку. Нажмите в программе Zotero значок папкив левом верхнем углу. Дайте название папке. Откройте папку и создавайте карточки прямо в ней.


 

Работа в Word

Предположим, Вы начали работать с текстом статьи или диплома и Вам надо вставить ссылку на источник в Microsoft Word. Откройте ваш документ в текстовом редакторе и программу Zotero, установленную на компьютер. Прежде, чем работать с библиографией, выберите желаемый стиль цитирования. Для этого в Microsoft Word заходим на закладку «Надстройки». Там выбираем «Zotero Set Doc Prefs».Выбираем стиль цитирования – ГОСТ (если нет этого стиля, см. выше). Устанавливаем другие желаемые настройки цитирования. Чтобы вставить ссылку на работу, заходим на закладку «Надстройки» в Microsoft Word. Выбираем «Zotero Insert Citation». В поисковой строке вбиваем нужную работу по названию, авторам, годупубликации. Если Вы не помните этой информации, то в левом углу этой строки нажимаем назначок в форме буквы “Z”. Выбираем пункт «Классический вид». Там находим интересующую карточку(ки) и вставляем.

Когда в текст вставлены все ссылки, делаем итоговый список литературы. Для этого в тексте отчетав Word-e заходим в закладку «Надстройки». Выбираем «Zotero Insert Bibliography». Список литературы со всеми процитированными работами создастся автоматически.

ВНИМАНИЕ: При создании текста в Microsoft Word нельзя делать ручные изменения в ссылке цитирования (убирать пробелы, исправлять фамилии, года и т.п.). Ручные исправления приведут к тому, что эта ссылка выпадает из-под «автоматического контроля» программы Zotero. Потом небудет автоматически создано библиографическое описание, например, при обновлении списка,или его дополнении другими членами группы. Если у Вас какая-то ссылка не оформляется, непопадает в список литературы, удалите ее и вставьте из Zotero еще раз. Ручная правка, если она неизбежна, возможна только на заключительной стадии обработки документа – когда проведены все оформленияссылок и сделан итоговый список библиографии


 

Пример работы

 

По ссылке можно загрузить файл,содержащий список источников к моей диссертационной работе. После импортирования у вас появится большой перечень источников и папка с именем, соответсвующим названию файла. В данном случае biblio. Выделив все записи и нажав правую кнопку мыши в контестном меню можно выбрать “Создать библиографию из документов…”, после чего, выбрав нужный стиль получить итоговый документ, который может понадобиться для предъявления научному руководителю. Удобнее, конечно, последовательно работать с материалом, добавляя новые источники и вставляя в тексте в редакторе Word. Обратите внимание, что ссылки на конкретные страницы в ссылке также могут быть поставлены при выборе источника.



 

Как видно, результат получается весьма неплохой и проблема актуализации ссылок на источники в документе исчезает, поскольку все происходит автоматически. Вопросы, если они есть, прошу писать в комментарии.

Использованные источники

  1. Инструкция по установке библиографического менеджера Zotero и организации в нём групповой работы/ ВШЭ, 2013.
  2. GitHub: Russian GOST 7.0.5-2008 for Zotero style