Размышления об уроках физкультуры

Пользуясь длинными выходными и наличием снега встал на лыжи, замерил скорость и расстроился. Понял что с такими показателями делать на заезде в начале февраля в Токсово совершенно нечего, даже если учесть, что на «тумбочку» я не претендую. Не скажу что я еду совсем отвратно, есть и хуже, 7-8 км/час классикой спокойно передвигаюсь, т.е. как подавляющее большинство народу в парке. Но при этом быстрее не получатся, хоть ты тресни. Но если учесть, что c лыжами подмышкой я ту же дистанцию пробегу всяко быстрее, смысл привязывать деревяшки к ногам становится совершенно неясен.

Как известно, нормальная скорость «классикой» начинается с 12 км/час, а «коньком» с 14 км/час. 10 км/час на лыжах это скорость пенсионеров и толстых девочек. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно глянуть медиану массового бегового марафона 42 км и лыжного марафона 50 км. Имеем около 9.4 км/час пешком, 13 — «классика», 14.4 — «коньком», просто хотя бы потому, что люди обычно лучше скользят, чем летают. Кстати, третий квартиль «классики» начинается с 11 км/час. И даже эта скорость мне пока недостижима. Ежу понятно, что проблема именно в отсутствии нормальной техники скольжения. Её, конечно, можно поставить с тренером и эта задача имеет решение, но пока смысла инвестировать в это время, деньги и силы не вижу — плавать бы научиться.

Вопрос в данном случаев в другом: зачем я таскал в свое время в школу лыжи на уроки физкультуры, если меня не научили даже азам?

Собственно, отсюда возникает более широкий вопрос, а в чем вообще был смысл этих уроков физкультуры сначала в школе, затем в вузе?

Если мне не изменяет память, уроков-то как таковых как раз и не было. Была череда сдачи нормативов и непонятные групповые занятия, лишенные какой-либо долгосрочной цели. Возможно, это начало старческого маразма, но единственный элемент обучения который я вспомнил за всё время — это был краткий инструктаж как прыгать через козла. Дальше методом проб и ошибок, с травматизмом, не без этого, часть класса сдала этот норматив. Я, помнится, тоже его сдал, если что и отбил, то до свадьбы зажило.

Как я сейчас понимаю, возможность сдать часть нормативов определялась исключительно генами (например, прыжки с места). Большую группу нормативов сдавали периодически, но при этом, например, после того как ты отпрыгал через упомянутого выше козла, следующий раз ты его увидишь только через год, примерно в это же время, когда придет время очередной раз сдать нормативы и получить оценку в журнал.

Никаких тренировок по повышению уровня козлопреодоления, подводящих упражнений и прочей системы подготовки я не помню. Отпрыгали козла, пошли сдавать стометровку. Сдали стометровку, следующее занятие будет сдача норматива по метанию теннисного мячика. От начальной военной подготовки и то больше было толку. Автомат я могу и сейчас разобрать. Не уверен что соберу потом обратно, но разобрать всяко сумею, если палец при вытаскивании пенала не застрянет, конечно.

Потом была физкультура в вузе. Я был в секции легкой атлетики, но по этой дисциплине был зачет и было достаточно просто ходить на занятия. На первом курсе я ходил на все занятия. На втором, после армии, я пришел всего один раз на зачет и, как сейчас помню, подряд сдал нормативы по бегу на пять, три, один километр, четырехсотметровку и стометровку имея во лбу примерно литра два пива. Правда, поскольку в армии я бегал исключительно в сапогах, бегаю я до сих пор с пятки и, похоже, переучиться уже не удастся. Да и не надо, наверное, уже. Поскольку сейчас вместо нормального естественного отбора в школы пришла ювенальная юстиция, то по своим детям могу сказать, что ситуация только ухудшилась. На зачёте по физкультуре уже никто не будет глумиться, как в свое время препод надо мною, предложив сдать все за одно занятие все нормативы. Нельзя, мало ли, студент ласты склеит. Поэтому на зачет по физкультуре надо вместо того, чтобы пробежать три километра, написать реферат, как бегать три километра. Это безопаснее.

Понятно, что большинство преподавателей физкультуры — это бывшие спортсмены, кандидаты и мастера спорта, которые закончили свою спортивную карьеру, отучились в физкультурном или педагогическом институте и потом пошли работать в школы и вузы. Как и во всех областях деятельности, истинных энтузиастов своего дела среди них крайне мало. Дети тоже не подарок. А в нынешних же условиях, когда есть гораздо выше оплачиваемые альтернативы, чем преподавательская деятельность, а рак т.н. «успешного менеджмента» добрался и до системы образования, морального права осуждать этих людей за то, что они не соответствуют моему представлению о прекрасном у меня нет и быть не может.

Расстраивает же во всем этом то, что годы, когда организм был пластичный, нейронные связи формировался легко, гормон играл и даже отдельные часы были выделены каждую учебную неделю в школе, и называлось все это гордо «физическая культура», я совершенно бездарно потратил. Допускаю, что кому-то повезло. Более того, я знаю людей, которые благодарны своим учителям физкультуры, за то, что их научили тем же лыжам или играть в баскетбол. Мне, увы, так не повезло.

Как положено по закону жанра, здесь должны быть какие-то выводы из написанного. К сожалению, они будут тривиальны. Я не сторонник радикализма в решениях и не призываю запретить уроки физкультуры или, напротив, увеличить число часов. Как специалист по качеству могу с уверенностью сказать, что и то и другое только ухудшит и без того плохую ситуацию. Если одному из тысячи школьников это сейчас на пользу — уже хорошо, как сделать чтобы было хотя бы двум — я не знаю. Я не настоящий диванный эксперт с широким кругозором и готовыми решениями, поэтому мой лозунг можно описать слоганом с плаката времен Великой Отечественной войны: «бей врага на рабочем месте». Сформулирую это так: на спортивной подготовке детей экономить нельзя, и я рад, что мои дети получили хоть какие-то спортивные навыки (плавание и волейбол) еще в детстве. Уповать на школу и вуз в этом вопросе явно не следует, а поскольку учиться с нуля в старости крайне тяжело, то лучше основные навыки успеть заложить в детстве. Пожалуй, все.