Январь 19

О ВКР магистра

Общие принципы

Выпускная квалификационная работа магистра (ВКРМ) представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант.

Попробуем провести грань, между ВКР бакалавра, которая проще и кандидатской диссертацией, которая сложнее. От выпускной квалификационной работы бакалавра, призванной продемонстрировать владение теоретическими основами, способность к пониманию, анализу и синтезу научной информации, критическому использованию методов ее обработки, магистерскую работу отличает фундаментальность, глубина теоретической разработки проблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированные знания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования.

В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в которой содержится решение задачи, либо изложены научно обоснованные разработки, имеющие существенное значение для соответствующей отрасли знания или сферы жизни общества, ВКРМ отражает, прежде всего, уровень профессиональной подготовки выпускника магистратуры. Степень магистра является академической, а не ученой степенью, поэтому профессиональный уровень (демонстрируемые компетенции) и тип ВКРМ должен соответствовать направлению подготовки магистра.

Исходя из этого, рекомендую ориентироваться на структуру кандидатской диссертации, описанной в  ГОСТ Р 7.0.11-2011. Диссертация и автореферат диссертации, а также паспорта специальностей научных работников (подробнее о паспортах см.  дополнительный материал на этом сайте) с учетом этой специфики работы. Лучше если у вас получится “плохая кандидатская”, чем “продвинутая ВКР бакалавра”.


Интеллект-карта для ВКРМ. Нажмите на рисунок, чтобы открыть в полном размере и посмотреть примечания и ссылки.

ВКРМ является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность ВКРМ подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность ВКРМ предполагает ее оригинальность, принципиальную новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются. Обратите внимание, что в соответствии с требованиями вуза, научный руководитель обязан проверять работу на антиплагиат.

Чтобы не было никому не нужных проблем, рекомендую перед отправкой работы руководителю воспользоваться бесплатной программой etxt антиплагиат. Уровень оригинальности должен быть не ниже 75%. Все заимствования, которые находит программа в сети Интернет, должны быть надлежащим образом оформлены.

Структура и содержание

Структура ВКРМ является формой организации научного материала, отражающей логику исследования, обеспечивающей единство и взаимосвязанность всех элементов содержания. Структура магистерской работы должна соответствовать критериям целостности, системности, связности и соразмерности (соответствия объема фрагмента текста его научной емкости).

Крайне рекомендую ознакомиться с дополнительным материалом по методике подготовки исследовательских работ студентов.

Обязательными структурными элементами магистерской диссертации являются введение, основная часть, заключение и библиографический список/список источников и литературы.

Во введении отражаются:

обоснование выбора темы исследования, в том числе ее актуальности, научной новизны и/или практической значимости. Раскрывается суть проблемной ситуации, аргументируется необходимость оперативного решения поставленной проблемы для соответствующей отрасли науки или практики. Определяется степень разработанности темы (с обязательным указанием концептуальности, теоретико-методологических оснований существующих подходов, лакун в изучении проблемы). В зависимости от направления и специализации магистерской подготовки, типа диссертации, особенностей поставленных в работе задач, характеристика степени разработанности темы, обзор и анализ научной литературы может представлять собой отдельную часть введения, либо отдельную главу диссертации.

Научная новизна подразумевает новый научный результат, новое решение поставленной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Новизна может выражаться в новом объекте или предмете исследования (он рассматривается впервые), вовлечении в научный оборот нового материала, в иной постановке известных проблем и задач, новом методе решения или в новом применении известного решения или метода, в новых результатах эксперимента, разработке оригинальных моделей и т.п. Практическая значимость исследования, в том числе теоретического, определяется возможностями прикладного использования его результатов (с указанием области применения и оценкой эффективности).

Научную новизну желательно формулировать в предложении, состоящем из 3-х частей, причем рекомендуется это делать используя слова и фразы из паспорта специальности в качестве “кубиков”:

  1. Описание того, «Что сделано»
  2. Формулировка отличительных (от известных) признаков сделанного ,«Что нового»
  3. Что будет получено (достигнуто) в результате нового подхода (учета, применения)
Например:
Разработан подход к формированию совокупности KPI для оценки эффективности инновационной деятельности
кролиководческой фермы, учитывающий в отличие от известных подходов жизненный цикл инновации, что позволило повысить качество процессов формирования инновационной стратегии предприятия.
Значимость для практики проявляется в возможности использования разработанных методов, моделей, схем и т.п. Для практической деятельности в области «Объекта исследования» (предприятия, процесса и т.д.) . «Практика» может относиться и к работе научных учреждений (например, обоснование перспективных научных направлений деятельности, выявленных в ходе работы над диссертаций), Университетам (практика образовательной деятельности), а не только к бизнесу.

объект и предмет исследования

Объектом исследования является та часть реальности (процесс, явление, знание, порождающие проблемную ситуацию), которая изучается и/или преобразуется исследователем. Предмет исследования находится в рамках объекта, это те его стороны и свойства, которые непосредственно рассматриваются в данном исследовании. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. По данному вопросу повторно рекомендую ознакомиться с материалом, упомянутым выше.

цель и задачи исследования

Целью исследования является решение поставленной научной проблемы, получение нового знания о предмете и объекте. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», подменяя саму цель процессом ее достижения. Наряду с целью может быть сформулирована рабочая гипотеза, предположение о возможном результате исследования, которое предстоит подтвердить или опровергнуть. Задачи исследования определяются поставленной целью (гипотезой) и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути и средства) решения проблемы.

Грубо говоря, Цель – куда хотим придти.
Задачи – что придется для этого сделать. Можно изложить в несовершенном виде: “сделать”, “разработать”, …
Новизна – чем отличаемся от других, кто это уже много раз делал.
Результаты – те же задачи, но в совершенном виде: “сделано”, “разработано”, etс.

теоретико-методологические основания и методы исследования

Обосновывается выбор той или иной концепции, теории, принципов, подходов, которыми руководствуется магистрант. Описывается терминологический аппарат исследования. Определяются и характеризуются конкретные методы решения поставленных задач, методика и техника проведения эксперимента, обработки результатов и т.п. В зависимости от типа исследования (методологическое, эмпирическое) указанные аспекты раскрываются в отдельной главе (главах) диссертации, либо выступают самостоятельным предметом изучения.

обзор  и анализ источников

Под источниками научного исследования понимается вся совокупность непосредственно используемых в работе материалов, несущих информацию о предмете исследования. К ним могут относиться опубликованные и неопубликованные (архивные) материалы, которые содержатся в официальных документах, проектах, научной и художественной литературе, справочно-информационных, библиографических, статистических изданиях, диссертациях, текстах, рукописях, отчетах о научно-исследовательской работе и опытных разработках и т.п.

В работе дается классификация и краткая характеристика каждого вида источников, указывается их доступность, освоенность и репрезентативность, проводится верификация и обосновывается выбор методов работы с каждым видом источников.

рамки (границы) исследования

Указываются допущения и ограничения, определяю­щие масштаб исследования в целом (по времени, пространству, исходным данным).

обоснование предложенной структуры диссертации

Структура (деление на разделы, главы, наличие приложений) работы должна соответствовать поставленным задачам исследования.

апробация результатов исследования

Указывается, на каких научных конференциях, семинарах, круглых столах докладывались результаты исследований, включенные в выпускную магистерскую работу. При наличии публикаций, в том числе электронных, приводится их перечень с указанием объема (количества печатных листов) каждой публикации и общего их числа.

В работах прикладного типа апробация полученных результатов обязательна и должна быть подтверждена документально. Неплохо также иметь акт внедрения на предприятии.

Основная часть магистерской диссертации

Основная часть выпускной магистерской работы состоит из нескольких логически завершенных разделов (глав), которые могут разбиваться на параграфы и пункты. Каждый из разделов (глав) посвящен решению одной из задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами, к которым пришел автор в результате проведенных исследований. Каждая глава является базой для последующей. Количество глав не может быть менее двух. Названия глав должны быть предельно краткими и точно отражать их основное содержание. Название главы не может повторять название ВКРМ. В начале каждой главы дается общий план последующего изложения с указанием краткого содержания каждого параграфа главы. Последовательность теоретического и экспериментального разделов в основной части выпускной магистерской работы не является регламентированной и определяется типом и логикой исследования. В заключительной главе анализируются основные научные результаты, полученные лично автором в процессе исследования (в сопоставлении с результатами других авторов), приводятся разработанные им рекомендации и предложения, опыт и перспективы их практического применения.

В заключении ВКРМ формулируются:

– конкретные выводы по результатам исследования, в соответствии с поставленными задачами, представляющие собой решение этих задач.

– основной научный результат, полученный автором в соответствии с целью исследования (решение поставленной научной проблемы, получение/применение нового знания о предмете и объекте), подтверждение или опровержение рабочей гипотезы.

– возможные пути и перспективы продолжения работы.

Типовые ошибки, допускаемые студентами при написании ВКР

ОшибкиПримеры
Типовые ошибки, допускаемые студентами при обосновании актуальности темы исследованияОбоснование актуальности не связано с темой исследования.
Не употребляется сам термин "актуальность".
Не используются ключевые слова.
Анализ ситуации в выбранной области не подкреплен конкретными фактами, статистическими данными, тенденциями, известными результатами научных и практических достижений.
Отсутствует формулировка проблемы.
Не изложены малоизученные вопросы в науке и/или решении прикладных задач, которые определяет проблему исследования.
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании степени изученности и научной разработанности темы исследованияПредставленный краткий обзор и анализ известных научных достижений в выбранной области не имеет непосредственного отношения к заявленной теме.
Основополагающие научно-прикладные работы выбранной области не рассмотрены.
В приведенном описании дается только перечень литературных источников. Анализ раскрытых и нераскрытых вопросов по проблеме исследования отсутствует.
Собственное место в проведении исследований не обозначено
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании объекта исследованияОбъект исследования не соответствует теме работы.
Границы объекта исследования поставлены слишком узко, не позволяют провести полноценное исследование обозначенной проблематики
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании предмета исследованияПредмет исследования не соответствует объекту исследования.
Предмет исследования выходит за границы объекта исследования.
Границы предмета исследования слишком масштабны, требуют проведения исследования силами проектной группы.
Предмет исследования не конкретизирует научную проблему
Типовые ошибки, допускаемые студентами при формулировании целиЦель работы не имеет непосредственного отношения к заявленной теме.
Цель работы не связана с поставленной проблемой, лежащей в основе предмета исследования.
Формулировка цели размыта, не определен основной результат (научный результат для магистерской диссертации), планируемый к получению.
Формулировка цели не отражает практическую потребность, во имя которой решается поставленная задача
Типовые ошибки, допускаемые студентами при формулировании задачЗадачи исследования не обеспечивают достижение установленной цели работы.
Задачи подменяются методами исследования.
Формулировки задач дублируют определение цели.
Задачи работы не связаны со структурой работы
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании теоретической базы и методологических основОписание теоретической базы и методологических основ отсутствует.
Описание теоретической базы подменено перечислением авторов научных работ, основные концепции и теории не приведены.
Приведенная теоретическая база и методологические основы не соответствуют поставленной цели и задачам исследования
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании методов исследованияМетоды исследования подменены задачами исследования.
Не рассмотрены общенаучные методы исследования.
Приведенный перечень методов исследования не соответствует поставленным задачам
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизныОписание элементов научной новизны размыто, элементы явно не выделены.
В описании элементов научной новизны отсутствуют отличительные признаки.
Элементы научной новизны работы не имеют непосредственного отношения к заявленной теме.
Элементы научной новизны подменяются результатами практического характера

Все материалы ВКРМ справочного и вспомогательного характера (не вошедшие в основной текст текстовые документы, таблицы, графики, иллюстрации, схемы организации эксперимента, образцы анкет и тестов, разработанные автором) выносятся в приложения. Не допускается перемещение в приложения авторского текста с целью сокращения объема диссертации.

Библиографический список/список источников и литературы должен включать все упомянутые и процитированные в тексте работы источники, научную литературу и справочные издания. Рекомендую глянуть работу с Zotero на этом сайте, это позволит сэкономить время.

Содержание ВКРМ

Содержание введения, основной части и заключения ВКРМ должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Содержание работы отражает исходные предпосылки научного исследования, весь его ход и полученные результаты. Выпускная магистерская работа не может быть компилятивной и описательной. Содержание ВКРМ характеризуется обязательным наличием дискуссионного (полемического) материала. Содержание работы должно удовлетворять современному состоянию научного знания и квалификационным требованиям, предъявляемым к подготовке магистра.

Язык и стиль ВКРМ

Особенностью стиля выпускной магистерской работы как научного исследования является смысловая законченность, целостность и связность текста, доказательность всех суждений и оценок. К стилистическим особенностям письменной научной речи относятся ее смысловая точность (стремление к однозначности высказывания) и краткость, умение избегать повторов и излишней детализации.

Язык ВКРМ предполагает использование научного аппарата, специальных терминов и понятий, вводимых без добавочных пояснений. В случае если в работе вводится новая, не использованная ранее терминология, или термины употребляются в новом значении, необходимо четко объяснить значение каждого термина. В то же время не рекомендуется перегружать работу терминологией и другими формальными атрибутами «научного стиля». Они должны использоваться в той мере, в какой реально необходимы для аргументации и решения поставленных задач.

При подготовке текста исследовательской работы рекомендуется:

  1. Использовать безличные предложения. Например: Анализ практического опыта проектов внедрения ERP систем в крупных промышленных предприятиях позволил выявить общие проблемы проектов.
  2. При употреблении терминов следить за тем, чтобы термин был понятен не только автору.
  3. Не применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами.
  4. Не использовать обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы, разговорные слова и словосочетания, жаргонные слова, а также словосочетания с эмоциональной окраской.

При оформлении текстового и иллюстративного материала исследовательской работы рекомендуется руководствоваться приведенными ниже документами:

  1. ГОСТ 2.105-95. “Единая система конструкторской документации. Oбщиe тpeбoвaния к тeкcтoвым дoкумeнтaм”.
  2. ГОСТ Р 7.0.11-2011 “Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления”.
  3. ГОСТ 7.32-2001 “Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления”.
  4. ГОСТ 7.05-2008 “Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления”.
  5. ГОСТ 7.1-2003. “Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления”.
  6. ГОСТ 7.80-2000. “Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления”.
  7. ГОСТ 7.82-2001. “Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления”.
  8. ГОСТ Р 7.0.12-2011 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие правила и требования
  9. Методическими рекомендациями по подготовке и защите рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, разработанными вузом.

Объем ВКРМ

Объем выпускной магистерской работы определяется предметом, целью, задачами и методами исследования. Обычно около 100 страниц. Список источников обычно содержит число источников разумно соответствующее числу страниц.

Все ВКР, в которых я был руководителем, есть в библиотеке ГУАП. Вот на этой странице они перечислены (пароль: десять цифр моего номера телефона)

Метки:

Опубликовано 19.01.2017 Тушавин В.А. в категории "Пишем ВКР